Краны на гусеничном ходу

Краны на гусеничном ходу являются полноповоротными самоходными кранами. В зависимости от условий работы их оборудуют сменными стрелами различной длины и конфигурации (прямые, изогнутые, телескопические).

По конструктивным особенностям гусеничные краны поразделяют на две группы:
- Стреловые самоходные краны. Индексы: «ДЭК» (кран ДЭК-251, кран ДЭК-321, кран ДЭК-401, кран ДЭК-631 ), «СКГ» (кран СКГ-40, кран СКГ-63, кран СКГ-100, кран СКГ-401, кран СКГ-631), «МКГ» (кран МКГ-25, кран МКГ-40), «МКГС» (кран МКГС-32, кран МКГС-100, кран МКГС-100.1, кран МКГС-125), «RDK» (кран РДК-25, кран РДК-400). Монтажные гусеничные краны имеют грузоподъёмность 40-160 т и более (например, кран МКГС-250). Привод отдельных механизмов этих кранов, как правило, индивидуальный.
- Краны-экскаваторы с механическим приводом, изготавливаемые на базе экскаваторных узлов. Краны-экскаваторы имеют небольшую грузоподъемность (не более 50 т) и групповой привод механизмов.

Краны типа «СКГ» грузоподъёмностью 24, 40, 63, 100 т выпускаются с различными типами стрелового оборудования:
- трубчатые стрелы с короткими гуськами.
- стрелы-башни с длинными гуськами.

Технические характеристики гусеничных кранов

Длина стрел у гусеничных монтажных кранов при больших высотах подъёма груза достигает 60—100 м и более. Скорости движений соответствуют грузоподъёмности крана и вылету стрелы и обычно составляют: подъёма груза 5—25 м/мин, вращения от 1 до 4 об/мин, время подъёма стрелы из низшего положения в высшее от 1 мин до 3 мин. Передвижение крана (при работе) от 1 км/ч до 10 км/ч. Стреловые краны выполняют с крюковыми и грейферными захватами, а дизель-электрические — также с электромагнитом. Они имеют переменную грузоподъёмность, наибольшую при наименьшем вылете и использовании выносных опор: у гусеничных до 300 т и более.

Устройство гусеничных кранов

Гусеничный кран состоит из двух основных частей: поворотной и неповоротной.
Поворотная часть гусеничного крана аналогичена конструкции колёсных кранов.
Неповоротная часть гусеничного крана представляет собой ходовую сварную раму, соединённую с двумя продольными балками, на которых установлены бортовые редукторы. Поворот крана осуществляется притормаживанием одной из гусениц, при этом скорость второй увеличивается. При полном затормаживании одной гусеницы скорость второй увеличивается вдвое, а кран разворачивается вокруг оси.
Механизмы передвижения выполняются с раздельными приводами гусеничных тележек по нескольким конструктивным схемам. Механизмы подъёма имеют двухдвигательный привод с дифференциалом, что даёт четыре скорости.
Привод гусеничного крана малой грузоподъёмности осуществляется от дизеля с механической трансмиссией, а при грузоподъёмности более 16 т от дизель-генераторной установки. Краны, имеющие силовую установку на переменном токе, могут работать от внешней сети. В некоторых моделях кранов с групповым приводом механизмов в трансмиссии устанавливают турботрансформатор, что позволяет улучшить эксплуатационные характеристики крана. Однако схема с турботрансформатором достаточно сложна и не может быть осуществлена при применении только стандартных узлов и деталей. Применение индивидуального привода в этом отношении имеет большие преимущества. В гусеничных монтажных кранах применяют исключительно индивидуальный привод, и отдельные их модели отличаются главным образом, только компоновкой механизмов на поворотной платформе.

Маркировка гусеничных кранов, структура обозначения, расшифровка

Гусеничные краны индексируются по четырем основным индексам и обозначаются:
МКГ - монтажный кран гусеничный. Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем литера, показывающая модернизацию или другие признаки («М» — модифицированный, «Р» — раздвижное ходовое устройство, «Б» — башенно-стреловой и др.).
МКГ-16М — Монтажный Кран Гусеничный, грузоподъёмностью 16т, модифицированный;
МКГ-25БР — Монтажный Кран Гусеничный, грузоподъёмностью 25т, в башенно-стреловом исполнении, с раздвижным гусеничным ходовым устройством.
МКГС - монтажный кран гусеничный стреловой. Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем через точку − порядковый номер очередной модификации:
МКГС-100.1 — Монтажный кран гусеничный стреловой, грузоподъёмностью 100т, первой модификации.
СКГ - специальный кран гусеничный. Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем литерой − порядковый номер модификации:
СКГ-40А — специальный кран гусеничный, грузоподъёмностью 40т, первой модификации.

Транспортировка гусеничных кранов

В связи с низкой собственной скоростью перемещения (менее 1 км/ч) и высоким износом лент, а также в связи с ограничением проезда по асфальтовым и бетонным дорогам механизмам на гусеничном ходу (повреждение покрытий), краны перевозят (в зависимости от расстояния) следующими способами (к примеру кран РДК):
- По железной дороге. При перевозке по железной дороге кран должен быть разобран на отдельные укрупнённые узлы (в соответствии с нормами в РФ по габаритам) и транспортируют на платформах в разобранном виде. Кран транспортируется со снятой стрелой, укосина опускается в транспортном положении. Кабину управления также необходимо снимать. Размещение и крепление некоторых узлов на железнодорожных платформах и полувагонах должно производиться в соотв. с чертежами и расчётами крепления, утверждёнными в установленном порядке. При этом руководствуются «Техническими условиями погрузки и крепления грузов».
- По автодорогам. Может производиться отдельными узлами стандартным автотранспортом, в зависимости от местных условий, характеристики транспортных средств и требований ГИБДД. При этом руководствуются «Правилами дорожного движения» и Инструкцией по монтажу к крану. Каждую транспортировку необходимо согласовывать с местными органами ГИБДД (получение разрешения, выдача машины сопровождения и т. д.).
- Водным транспортом. Руководствуются СНиП и «Правилами техники безопасности и производственной санитарии на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях» Министерства Речного флота России.